«Учитесь критически и творчески и, конечно же, думайте самостоятельно!» Интервью с Дмитрием Мельниковым

Дмитрий Мельников, Teaching Professor, PhD кандидат Свободного Университета Амстердама, преподает курсы «Критическое мышление» и «Философия». Дмитрий неоднократно получал награду HSE Teaching Excellence Award, которая вручается преподавателям, получившим высокие оценки по результатам опроса удовлетворенности студентов, который проводится по завершению семестра.

Дмитрий согласился принять участие в интервью, которое является частью проекта «#Hsefaculty», целью которого является знакомство с преподавательским составом ВШЭ.

Расскажите о себе

Я родом из Нур-Султана (тогда это был Целиноград). В школе, еще начиная с младших классов, я очень сильно увлекался химией и биологией. К ужасу моей мамы я превратил кухню нашей квартиры в химическую лабораторию, где часто что-то взрывалось, дымило и оставались пятна от кислот. Я учился в химико-биологическом лицее. Также почти всегда мне была интересна история, и еще в школе меня стала привлекать философия. Моя учительница истории Оксана Павловна подарила мне одну из первых философских книг, которую я прочитал. В нашем городе философского факультета раньше не было, и поэтому я поступил на факультет журналистики – эта профессия казалось мне интересной и творческой.

Почему и когда вы решили преподавать?

Мне предложили преподавать вскоре после окончания университета. Думаю, мне был 21 год. Это была большая честь, и меня это очень вдохновляло, ведь я хотел заниматься исследованиями и преподавать. Некоторые мои первые студенты, и моя первая дипломница в частности, оказались старше меня. Это было забавно и заставляло работать над собой. Долгое время я преподавал по совместительству, а место моей основной работы менялось. Я был госслужащим, работал аналитиком, писал доклады по результатам социологических исследований. Потом вернулся в журналистику: работал корреспондентом, обозревателем в большой газете, главным редактором журнала… И почти всегда одновременно я преподавал, так как чувствовал, что это мое призвание.

Какие мысли, идеи и методы изучения вы хотите передать вашим студентам?

Главное, что я хотел бы передать своим студентам – это желание и умение мыслить самостоятельно. Я считаю, что в этом состоит смысл философии как университетской дисциплины, а критическое мышление может в этом помочь, усилить навыки мышления. Следуя принципу Сократа, я не хочу студентов научить чему-либо. Для этого у них есть дисциплины, относящиеся к их профессии и общеобразовательные дисциплины. Конечно, и в философии есть то, что нужно запомнить и знать, но самое важное в философии – умение понимать, обсуждать и развивать идеи и понятия, задавать обоснованные вопросы, открывать то, что раньше не приходило в голову. Поэтому я стараюсь, чтобы наши лекции были интерактивными: я задаю вопросы (в первую очередь тем, кто хочет заснуть на паре – шутка), привожу примеры из жизни. Ну и, конечно, люблю философские шутки, особенно над двоечниками.

Назовите философов-классиков, которые оказали влияние на ваше восприятие философии? К какому течению философии вы причисляете себя сегодня?

Так или иначе на меня повлияли практически все великие философы, ведь каждый из них открыл, сформулировал нечто очень важное, без чего современное мышление было бы невозможным. Но по-особому мне близки Сократ (Платон), у которого мы можем найти почти все основные принципы философского и критического мышления, загадочный и яркий Гераклит, Гегель – философ 19 века, обладавший мощнейшим видением. В ХХ веке для меня очень важен Мартин Хайдеггер. Я очень близок к тому направлению философии, одним из основателей которого он был. Оно называется феноменология.

Менялся ли ваш взгляд на сущность философии за годы преподавания?

Мой взгляд на сущность философии почти не менялся. Однако меня все больше интересует, как мы можем использовать философию в качестве руководства для жизни, а не только как теорию. Кстати, на мой путь в философию очень сильно повлияли книги замечательного грузинского мыслителя Мераба Мамардашвили, который призывал не рассматривать философию как просто теорию. К примеру, у него есть такая книга «Как я понимаю философию», которую я бы посоветовал почитать всем, кто хочет разобраться в философии. К тому же эта книга хорошо отвечает на вопрос о том, зачем философия нужна в нашей жизни.

Кем из современных философов вы восхищаетесь?

Я назову два имени. Это французский философ-практик Оскар Бренифье. Я участвовал в его семинарах по развитию мышления, и они произвели на меня сильное впечатление, хотя не всем нравится его жесткий метод развития критического мышления. Второй философ живет в Канаде. Его зовут Чарльз Тайлор. Его книга «Секулярный век» заставляет по-другому взглянуть на развитие западной цивилизации в Новое время.

Изменились ли студенты?

Да, студенты во многом изменились. Сейчас у студентов больше выбора, и поэтому они более самостоятельны. Мне очень нравится, что обучение сейчас, особенно в нашем университете, предполагает индивидуальную траекторию, есть майноры, разные программы академической мобильности, двойные дипломы. Обучение на английском языке открывает большие интересные возможности. Правда, у многих нынешних студентов и больше проблем. Когда я учился, у абсолютного большинства был государственный грант и платное обучение было редкостью. А сейчас наоборот. Но это делает студентов более ответственными и целеустремленными. Преподавание тоже изменилось: студенты стали активнее, преподаватель должен быть в хорошем контакте с аудиторией. Мне это очень нравится, ведь интереснее работать с теми, кто не ниже тебя, а наравне с тобой.

Чему вас научили студенты ВШЭ?

Работа преподавателя хороша тем, что ты сам постоянно учишься, не только в смысле повышения квалификации, но и потому, что ты почти сразу видишь обратную реакцию. Если что-то не так, то студентам становится неинтересно, мидтермы и итоговые экзамены вскоре покажут, в чем проблема, или же ты можешь узнать мнение студентов из результатов опроса в конце семестра, что очень хорошо… Студентам я хочу пожелать использовать все те замечательные возможности, которые у них есть в их прекрасном возрасте. Учитесь критически и творчески и, конечно же, думайте самостоятельно!